Т-28

Т-28. Современная репродукция.
История советских средних танков началась в 1929 году с создания танка ТГ-1. Но двигатель танка оказался слишком ненадежный, поэтому работы над ним свернули в 1931 году. Тем не менее легкие танки нуждались в более тяжелых машинах, которые могли бы поддерживать их действия и уничтожать танки противника. Использовать легкие танки для прорыва хорошо подготовленных позиций противника также не представлялось возможным. В начале 30-х годов считалось, что средний танк должен иметь мощное вооружение, размещенное в нескольких башнях. Эта идея впервые была высказана в Англии, где появился 16-тонный танк Vickers (Mk III А6), имевший три башни. Идею «сухопутного броненосца» явно позаимствовали у военных моряков.

В Советском Союзе эта идея также пользовалась популярностью. В 1931 году на ленинградском заводе «Большевик» (с 1932 года «Завод № 174», с 1934 года «Заводим. Кирова») начались работы над средним танком. В то время завод выпускал легкие танки Т-26. Конструкторский коллектив под руководством С.А. Гинзбурга очень быстро довел свой проект до стадии прототипа, который испытали уже в конце того же года. В 1932 году испытания продолжились. В главной башне танка помещалась 45-мм пушка. В двух малых башнях, располагавшихся справа и слева от механика-водителя, стояли 7,62-мм пулеметы ДТ. Танк покрывала броня толщиной 20-30 мм. При массе 17,3 тонны танк развивал скорость до 60 км/ч. Конструктивно и внешне напоминал 16-тонный танк Vickers. Танку присвоили обозначение Т-28.
Т-28, захваченный финнской армией в ходе "Зимней войны" в музее Паролла.
В ходе доводки танка в его конструкцию внесли множество изменений. Вместо 45-мм пушки образца 1932 года в главной башне установили 76,2-мм пушку образца 1927/ 32 года. Размер главной башни увеличили, добавив сзади нишу. Благодаря новой пушке танк стал лучше отвечать предъявляемым к нему требованиям как к танку артиллерийской поддержки. 45-мм фугасный снаряд весил 2,15 кг, в то время как 76,2-мм фугас - 6,20 кг. При угле возвышения +25 градусов дальнобойность пушки составляла 7125 метров. Для наведения использовались телескопический и перископический прицелы. Форма боковых башен изменилась. Сектор их вращения составлял 220 градусов. Некоторые танки оснащались дополнительным пулеметом ДТ, установленным в нише главной башни. Боекомплект 64-70 76,2-мм выстрелов и 7938-8320 патронов. Броня толщиной 20-30 мм защищала танк от ручного противотанкового оружия и осколков. Каждый Т-28 оснащался радиостанцией 71-ТК-1 (в 1935 году их поменяли на 71-ТК-2) и оборудовался дымогенератором. Экипаж танка составлял шесть человек.

На танк Т-28 устанавливали 12-цилиндровый 4-тактный карбюраторный двигатель М-17Л, созданный на базе авиационного мотора BMW. Мощность двигателя 500 л.с. Механическая коробка скоростей обеспечивала пять передач вперед и задний ход. Специальный предохранитель не давал переключать передачи, не выжав сцепления. Главная башня танка имела вращающийся полик, что заметно облегчало работу экипажу. Первые серийные Т-28 участвовали в майском параде в Москве. Выпуск танков Т-28 прекратили спустя семь лет, в начале 1940 года. Всего Кировский завод выпустил 503 танка Т-28.
Схематический чертеж Т-28.
Танки Т-28 действовали в составе тяжелых танковых бригад. Такая бригада насчитывала 136 средних танков и 47 танков БТ. 5-я танковая бригада имела смешанную структуру: 62 тяжелых танка Т-35, 32 средних танка Т-28. Некоторые танковые батальоны в составе пехотных дивизий кроме танков БТ располагали танками Т-28 (35 танков в батальоне).

Танковые части, оснащенные танками Т-28, считались элитными. Машины Т-28 наряду с тяжелыми Т-35 с гордостью демонстрировали на парадах в Москве и крупнейших городах Советского Союза. Впервые танки Т-28 участвовали в боевых действиях в сентябре 1939 года. В ходе финской кампании выявился обычный для советских танков недостаток - слабая броня. Финнам удалось подбить несколько Т-28 и некоторые из них захватить.

Танки, выпускавшиеся с 1938 года, оснащались более мощной 76,2-мм пушкой Л-11, имевшей ствол длиной 26,5 калибров. Снаряд, весивший 6,2 кг, имел начальную скорость 555 м/с. Справа от пушки в шаровой установке помещался 7,62-мм пулемет ДТ (60 градусов горизонтальный сектор обстрела, -30...+30 угол возвышения). В начале 1940 года предприняли попытку усилить бронирование танка. Лобовую броню корпуса и башни довели до 50 и 60 мм, наложив дополнительные бронеплиты. Толщину бортов и кормы довели до 40 мм. Масса танка возросла до 31-32 тонн. Танк, с накладной броней и длинноствольной пушкой обозначался как Т-28Э или Т-28М. Эти машины участвовали в прорыве линии Маннергейма. Некоторые танки Т-28, вооруженные старой 76,2-мм пушкой образца 1927/32 года, оснащались конической башней.

В качестве эксперимента на Т-28 пытались установить 85-мм пушку Ф-39, а также ходовую часть танка Т-35 (пружины) и танка KB (тор-сионы). В 1937 году проходили испытания танка Т-28, оснащенного шноркелем. Танк мог преодолевать по дну водные преграды глубиной до 4,5 м. В мае-июне 1939 года испытывался танк Т-28, оснащенный минным тралом. Трал, массой 2 тонны, подвешивался спереди, и вызывал детонацию мин перед танком. В течение часа танк с тралом смог пройти 12 км по минному полю.
Т-28 на полигоне в Кубинке, 1939 г.
В 1938/39 годах появился танк-мостоукладчик ИТ-28, созданный на базе шасси Т-28Э. Вместо башни танк нес металлическую решетчатую мостовую секцию длиной 13 метров и грузоподъемностью 50 тонн. Секция укладывалась вперед в течение трех минут. Экипаж мосто-укладчика составлял 5 человек. Две пулеметные башенки оставались. После успешных испытаний машины в ходе финской кампании начался их серийный выпуск. Но до лета 1941 года удалось выпустить очень немного танков ИТ-28.

На базе шасси Т-28 создали две самоходные установки. СУ-8 могла нести 152,4-мм береговую пушку или 76,2-мм зенитку образца 1931 года. При массе 17,6 тонн СУ-8 развивала скорость до 37 км/ч. Вторая самоходка, также оснащенная шестидюймовым орудием береговой обороны, была создана конструкторским коллективом А.А. Толочкова. Толочков предложил нестандартное техническое решение. Перед началом стрельбы под днищем самоходки опускалась опорная плита, которая поднимала корпус машины над землей и предохраняла ходовую часть от возможных повреждений.

15 сентября 1940 года на вооружении Красной Армии состояло 443 средних танка Т-28. К июню 1941 года их число сократилось до 411. Большинство машин было потеряно летом 1941 года. В таблице определения танков, изданной в феврале 1943 года, танк Т-28 описан так: «Устаревшая модель со множеством технических недостатков... медленный. малоподвижный, для своего размера недостаточно бронированный. В настоящее время используется лишь в качестве тягача».

Т-28 в Музее бронетехники в Кубинке.

Тактико-технические характеристики Т-28 образца 1932 года:

 Экипаж: 6 человек
Масса: 25,2 тонны, 27,5-28,5 тонн
Вооружение: 76.2-мм пушка образца 1927/32 года, 64-70 выстрелов; 3-4 7,62-мм пулемета ДТ, 7938-8320 патронов
Броня (корпус)
Лоб, борта и корма: 30, 20 мм
Крыша: 10-15 мм
Днище: 10-15 мм
Броня (главная башня)
Лоб, борта, корма: 30, 20, 20-30 мм
Крыша: 15 мм
Броня (пулеметные башни)
Лоб, борта, корма: 20 мм
Крыша: 10 мм
Двигатель: 12-цилиндровый, 4-такт ный, карбюраторный М-17 или М-17Л
Мощность: 450-500 л.с. при 1400-1450 об./мин
Запас топлива: 650 л
Удельная мощность: 17,5-17,9 л.с./т
Длина: 7360-7440 мм
Ширина: 2810-2870 мм
Высота: 2620-2820 мм
Дорожный просвет: 500-560 мм
Максимальная скорость: 37-40 км/ч
Запас хода: 140-220 км
Склон: 43 градуса
Ров: 2700-3300 мм
Стена: 960 мм
Брод: 800 мм
Удельное давление на грунт: 0,72 кг/см 2

Тактико-технические характеристики Т-28Э или Т-28М

Экипаж: 6 человек
Масса: 31-32 тонны
Вооружение: 76,2-мм пушка Л-10, 69 выстрелов; 3-4 7,62-мм пулемета ДТ, 7939 патронов
Броня (корпус)
Лоб, борта и корма: 58-80, 40 мм
Крыша, днище: 23 мм
Днище: 10-15 мм
Броня (главная башня)
Лоб, борта, корма: 80, 40 мм
Крыша: 15 мм
Броня (пулеметные башни)
Лоб, борта, корма: 20 мм
Крыша: 10 мм
Двигатель: 12-цилиндровый, 4-тактный, карбюраторный М-17 или М-17Л
Мощность: 450-500 л.с. при 1400-1450 об./мин
Запас топлива: нет данных
Удельная мощность: 15,6-16,1 л.с./т
Длина: 7360-7440 мм
Ширина: 2810-2870 мм
Высота: 2620-2820 мм
Дорожный просвет: 500-560 мм
Максимальная скорость: 23 км/ч
Запас хода: 140-180 км
Склон: 43 градуса
Ров: 2700-3300 мм
Стена: 960 мм
Брод: 800 мм
Удельное давление на грунт: 0,77 кг/см 2